Human Capital Blog

Не все прогнозы сбываются и каждому на рынке найдется место под солнцем

Наш ментор программы «KMF ProBusiness» Дархан Тлеулиев, учредитель «DaxGroup» пришел в предпринимательство из компании «Coca-Cola», чтобы помогать другим активнее развиваться в продажах.

- Дархан, у вас очень большой опыт в торговле, продажах, в том числе в e-commerce и в работе с различного вида предпринимателями. Как вы пришли к этому?
 - Я профессиональный спортсмен – более 10 лет играл в сборной по футболу в команде «Ордабасы». В определенный момент я сделал выбор:  идти в профессиональный спорт или же строить карьеру. В тот момент я учился на эколога и в 2013 году начал работать в компании «Кока-кола», в которой из Шымкента меня сначала перевели в Алматы, а затем в Караганду, где я стал руководителем региональных продаж. Фактически весь свой управленческий  опыт я получил там.

В 2017 году я с партнерами открыл компанию по торговле на платформе «Amazon», это был классный опыт работы в е-коммерсе, где мы делали поставки разных товаров из Китая в США.

Затем естественным путем вокруг нас собрался бизнес-клуб предпринимателей «АB Club»., с которыми мы сейчас встречаемся еженедельно и помогаем друг другу развиваться. В этом клубе мы делимся больше тем, как не делать бизнес, какие ошибки не совершать и в какие ниши не заходить (смеется – прим.автора). Наш клуб нацелен на то, чтобы люди получили нужный результат за 6-12 месяцев. 

В Пандемию у меня было время для саморазвития и в 2020 году я стал сертифицированным трекером в «Astana Hub». 2 года я работал с молодыми командами в стартапах, помогая им развиваться.

- Вы в основном работаете с собственниками бизнеса, с какими именно?
- В основном это предприниматели, с оборотом 10-20 млн.тенге в месяц, мы определяем бизнес-задачи, которые нужно решить и затем помогаем прокачать их компетенции, которые им нужны для их решения.

В основном это задачи в сфере финансового планирования, маркетинга, выстраивания системы продаж или расширение команды под текущие бизнес-процессы.

- Почему вы решили участвовать в программе «KMFPROBUSINESS»?
- Для меня это очень интересный опыт, в таком общении я тоже очень многому учусь. Это взаимный обмен опытом, а опыт – это самое ценное, полученное потом, слезами и временем.

Из своего опыта работы с предпринимателями могу сказать, что самое важное – это понять, какие  "ямочки" не может пройти человек на своем пути, почему не применяет те или иные инструменты. По факту мы работаем с  его внутренним состоянием, а потом уже с бизнес-инструментами.   

- Какие у вас на ваш взгляд самые сильные компетенции и чем вы можете быть полезны другим предпринимателям?
- Думаю, что самая большая компетенция – это однозначно продажи. Опять же в работе со стартами в Astana Hub мы всегда нацелены на то, чтобы помочь командам сделать первые продажи, тестирование каналов продаж и все, что связано с ценностью продуктом. 

- В Astana Hub вы работали с разными командами и стартапами, от идеи до mvp. В чем на ваш взгляд сложность стартапов или тех, кто только начинает бизнес?
Я бы выделил 5 основных зон.

Во-первых, не нужно ожидать, что бизнес – это то, где ты быстро заработаешь. Бизнес- это системность, а не год-два и ты стал успешным. Нужна внутренняя приверженность к своему делу, чтобы не прыгать с одной идеи на другую.

Второе – это фокус. Любые задачи нужно формировать и целеустремленно достигать результата. Если надо развивать маркетинг, то нужно на нем сфокусироваться. Если разработать продукт – то держать фокус на нем.

Третье – это команда. Многие хотят реализовать свою идею в одиночку, это очень сложно. Как минимум нужна команда из 2-3 человек, чтобы дополнять друг друга.

Четвертое - это окружение. Нужно сообщество, с кем ты как предприниматель можешь  обсудить свои вопросы, проблемы, идеи. Сообщество  сильно помогает. Это как в марафоне, можно бежать и в одиночку, но когда рядом с тобой бегут единомышленники – это помогает.

И последнее  – надо любить свое дело. Не нужно делать продукт или услугу, просто чтобы сделать.  Надо любить то, что ты предлагаешь другим.

- Вы работали со многими в дистрибуции и торговле. Как вы думаете, стоит ли  инвестировать в открытие магазинчиков на фоне укрупнения крупных торговых сетей?
- Вы знаете 5 лет назад нам в FMCG говорили: скоро базарчики, оптовые рынки и магазинчики у дома будут закрываться, потому что везде будет заходить «Magnum».

Но этого не произошло. Пришла пандемия и магазинчики у дома всех спасали. Думаю, что не все прогнозы сбываются и что каждому на рынке найдется место под солнцем.


Если вы хотите найти себе ментора, обратитесь к нам в "Human Capital" и мы сможем подобрать вам ментора для личного развития и развития вашего бизнеса.


KMF ProBusiness
Made on
Tilda