Наш ментор «MentorProIT» Андрей Кулишов, директор компании «Солитон», о неожиданностях, которые ждут выпускников технических ВУЗов в реальной жизни инженеров.
- Андрей, вы инженер-практик с 15-летним опытом работы в иностранных и международных телекоммуникационных проектах. Программирование связано с вашей работой?
- Последнее, что я программировал - моя дипломная работа (смеется – прим.автора). Еще тогда я понял, что программисты должны обладать определённым складом мышления, чтобы было не скучно с утра до вечера бить по кнопкам.
За свою карьеру телекоммуникационщика я писал для себя определенные скрипты, но не считаю это программированием. В моем понимании программирование это нечто более обширное.
Молодые ребята, которые поступают на инженера-программиста даже не понимают, какой образ жизни их ждет - ноутбук и постоянное нажимание на кнопки. Да и глобально - у многих студентов и молодых специалистов нет понимания между учебой и реальной работой.
К примеру, на одном из проектов в Казахстане мы работали генподрядчиком от HUAWEI и технически внедряли их решения. У меня было несколько бригад монтажников.
Как-то пришел один парень, только закончивший институт и для него было шоком, что оказывается профессия инженера начинается с того, что ты целыми днями стоишь попой кверху, скручивает какие-то проводки, что-то куда-то подключаешь, что-то где-то рассчитываешь.
Он думал, что будет сидеть - перекладывать бумажки, подписывать проекты. Да, это тоже будет, но работа начинается вот с этого. Потому что, если ты не знаешь базовый уровень, то никогда не сможешь руководить группой инженеров, потому что не понимаешь, что они делают.
Я сторонник фразы полководца Суворова, который говорил, что генералы должны «спать с простыми солдатами!»
- Вы имеете ввиду, что многие имеют неправильный образ своей работы в голове?
- Да, потому что практически любая техническая специальность начинается с проводков, неудобных поз и пыльных мест.
- Почему вы откликнулись участвовать в программе «MentorProIT» в качестве ментора?
- Думаю, потому что у меня есть своя «наболевшая мозоль» - разрыв между тем, чему обучают в ВУЗах или профессиональных училищах и тем, что происходит на практике. Это просто колоссальный разрыв! И молодые специалисты этого не понимают. Со своей стороны я бы хотел облегчить молодым ребятам этот разрыв, помочь его сократить.
- Можете привести пример такого разрыва?
- Например, мы работали на золотодобывающем руднике «Кумтор» в Кыргызстане, это один из самых высокогорных рудников в мире - высота лагеря 3 700- 3 800, на верхней площадке - 4 800 метров.
Очень тяжелые условия, почти что вечная мерзлота.
На проекте работали 2 инженера вахтовым методом и, внезапно, куратор со стороны компании-заказчика решает, что нам нужен project – менеджер. Представляете картину: 4.000 метров высоты, суровые мужчины в огромных штанах, с огромными бородами обязательно (смеется – прим.автора), И тут приезжает парень в коротких джинсиках и кедах, который пару лет назад закончил университет.
Заходит и говорит: я ваш проджект-менеджер, открывает программку и начинает выставлять нам milestone. В итоге закончилось тем, что парень через 4 дня сбежал от нас.
Это не потому что мы такие злые…
Просто Milestone выставлять может каждый это не так сложно, а разбираться в сути инженерных и технических работ дано не каждому.
На вопрос, когда вы запустите этот этап работ, мой стандартный ответ: вторая половина октября, я не могу назвать точную дату, потому что на объекте может случиться все, что угодно: экскаватор оборвет оптику, сгорит какая-то деталь и т.д. А у проектного менеджера программа не дает поставить milestone «в рамках 2 недель».
В современном мире исполнение работы воспринимается не с точки зрения результата, а с точки зрения процесса. Это неправильно.
- В этом смысле, разве проектный менеджер – не про результат?
- За процесс отвечает исполнитель, то есть, я инженер какого-то проекта, я отвечаю за процесс, а человек со стороны заказчика волнуется за результат, который должен появиться в первом квартале 2023 года.
Чтобы все работало с точки зрения железа, проектная документация лежала на столе, все акты о приёме-передаче подписаны. А то, как происходит процесс всего создания, этим должен заниматься инженер или команда инженеров.
В этом смысле задача проектного менеджера помогать инженерам, а не мешать. Он должен облегчать работу инженера, а не выставлять milеstone в какой-то программке и потом бегать топать ножками и говорить- «А почему это не сделано» ?!
- Как вы думаете с помощью чего молодой человек может сместить фокус с процесса на результат?
- На мой взгляд здесь нужен симбиоз! Одно без другого существовать не может. Результата без процесса никогда не достигнешь, поэтому нужно искать разумный баланс. Техническими процессами должны заниматься инженеры, при условии чёткого технического задания – этот процесс будет правильно выстроенным технически и приведет к правильному результату.
Когда я взял проект на «Кумторе», то о промышленных сетях знал не много, а о том, как горное производство работает я не знал вообще. Пришлось в этом разобраться, я открыто сказал: ребята, я - телекоммуникационщик, а вы дырки в земле сверлите. Я пока не знаю зачем, но вы дайте мне месяц, и я разберусь зачем вы сверлите и что вам надо, чтобы точно сверлить!
Это нормальный подход, который должен работать во все стороны, как в сторону инженерных специальностей, так и в сторону административных специальностей, таких как project-менеджер.
Разбираться придётся самому и очень во многом. Выпускникам ВУЗов нужно понимать: стэк пакета знаний, которые они получают в институте общий и уже устаревший, и менять его придется сразу на практике. В идеале, нужно правильно развивать мышление, а учиться придется активно всю жизнь: получать новые знания, изучать новые технологии и т.д.
- Как вы сами видите свое дальнейшее профессиональное развитие?
- Я на самом деле стою на распутье. Думаю, чем хочу заниматься дальше. Поэтому, сейчас, я беру только те проекты, которые очень интересны мне самому. Допустим, проект «Кумтор», за всю мою карьеру связиста, был одним из самых низкооплачиваемый, но…
- Очень такой челленджный?
- Да, потому что изначально техническое задание казалось нереальным. Не в плане масштаба, а в плане решения задачи в условиях ограниченного использования возможностей и инструментов.
Я прямо очень усомнился, что это возможно. За 3,5 года мы фактически создали уникальную промышленную радиосеть, аналогов которых в мире не было, если учитывать высоту и площадь покрытия. При этом, эта радиосеть работала в любительских диапазонах и не требовала дополнительного частотного лицензирования.
«Кумтор» - это уникальное производство с точки зрения масштабов и высоты разработки. Вначале я поехал туда на 4 недели для проведения аудита. Я мог заработать денег только на аудите и сказать «до свидания», увидев количество и масштаб проблем. А меня зацепило именно за профессиональный интерес.
Из серии - «А что если попробовать сделать так? И вот эти 3,5 года были отработаны на этом профессиональном интересе в очень необычной среде, в очень необычных условиях.
- В двух словах можно описать?
- На карьере работает 150 единиц тяжёлой техники, самосвалы размером с двухэтажный дом, экскаваторы с размером в 3х этажный, грейдеры, огромные бульдозеры и за смену за этим всем следит всего 3 диспетчера при помощи системы диспетчеризации!
Это система со сложными алгоритмами, которая умеет распределять технику отталкиваясь от исходных геологических, инженерных и топографических данных.
Данные вбивают в систему геологи, маркшейдеры, горные инженеры и т.д. В системе определяются забои – места, где работают экскаваторы. Система считает, насколько эффективно работает экскаватор (скорость копания), когда к нему нужно отправлять самосвалы (скорость погрузки) и определяет оптимальные маршруты передвижения техники.
По сути работа диспетчера сводится к тому, что он просто сидит и контролирует работу этой системы. Алгоритмы не бывают идеальными, и когда что-то идёт не так, он берёт рацию и говорит: «Пётр, ты едешь не туда. Я сейчас это в системе перебью, чтобы она тебе правильно показывала твой маршрут». А у водителей самосвалов, в кабине, стоят промышленные варианты планшетов, на которых, как на Яндекс-навигаторе, он видят свой маршрут.
А чтобы все это хорошо работало - нужна развитая промышленная радиосеть. Вся техника оснащается приемо-передающими устройствами, через которые идет диспетчерский трафик. Сеть должна сохранять работу в условиях перепада высоты, в сложных погодных условиях, при концентрации статики в атмосфере и т.д. Ведь карьер работает не останавливаясь и днем, и ночью.
- Так вы сейчас на распутье профессиональной карьеры и хотите искать интересные задачи?
- Да, мне будет интересно поработать над технически сложными международными задачами, которые реализуются в интересных и необычных условиях.
Если вы хотите найти себе ментора обратитесь к нам и мы сможем подобрать вам ментора для личного развития и развития вашего бизнеса.
Программа "MentorPro.IT" поддерживается Казахстанской Ассоциацией автоматизации и робототехники