Урок № 1: Дайте менторам и менти структуру программы и цель менторства
Самый важный урок – заключается в том, что подход «мы придумали классную штуку, она прикольная и люди придут сами» не будет работать. Конечно, пара людей, которые ищут и активно регистрируются для участия во всех без разницы программах, точно придет, но «ваша целевая аудитория» нет.
Все участники менторской программы должны иметь структуру, предоставленную им для менторства, что-то, что дает им причину и ясное намерение для присоединения.
Урок № 2: Менторская программа должна быть связана с потребностью бизнеса
Широкая программа менторства — это классная идея, но не очень эффективный способ внедрения менторства в любой организации. Менторство должно быть с внедренной программой развития сотрудников, иначе естественным образом она не приживется.
Связать менторство можно с программой развития HiPO сотрудников (людей с высоким потенциалом развития), программой адаптацией и т.д..
Урок № 3: Активное продвижение программы менторства
Организации обычно предлагают своим сотрудникам множество различных вариантов обучения и развития, а время и внимание людей ограничено, поэтому чтобы завоевать нужное вам внимание, нужно заложить в проект запуска план внутренних коммуникаций для того, чтобы сотрудники могли сфокусироваться на ней, понять смысл и принять решение в ее пользу.
Даже если у вас колоссальные планы, бюджет и размер программы, они обречены без активного продвижени внутри компании.
Программы менторства не могут сущестоватать и расти без постоянной заботы со стороны команды, которая ее реализует.
По сути оператор программы должен постоянно говорить о программе, объяснять, почему она важна, предоставлять ресурсы, чтобы напоминать людям о том, что программа доступна, и постоянно продвигать менторство различными способами.
Здесь все методы хороши.
На этой неделе вы можете сделать массовую рассылку сотрудникам. На другой - выступить на собрании со своей основной аудиторией, одновременно писать блоги и сообщения во внутренних коммуникационных каналах организации или разместить постеры/листовки в местах общего пользования.
Важно, чтобы программа наставничества оставалась в поле зрения людей.
Урок № 4: Используйте групповое менторство с умом
Как и в случае с программами менторства в целом, идея группового менторства не всегда соответствует реальности.
Группы — отличный способ собрать людей вместе, чтобы учиться друг у друга и обмениваться идеями, но, если кто-то не будет активно руководить группой, большинство групп застрянет.
Это происходит не из-за отсутствия интереса или желания участвовать, а из-за простого отсутствия направления в том, что делать, когда группа начнет работать.
Групповое менторство работают лучше всего, когда ими руководит кто-то, кто берет на себя инициативу по инициированию деятельности и обсуждений. Это может быть куратор группы.
Его ответственность - организация встреч, когда это необходимо, поставка четких заданий членам группы, которые будут способствовать их обучению и развитию, модерация диалога, чтобы стимулировать взаимодействие. К сожалению, группа без лидера далеко не уйдет, поэтому наличие кого-то, приверженного росту и успеху группы, может иметь решающее значение.
Если вы думаете, что менторская программа – это вишенка на торте, которую надо ставить только после выстраивания всех процессов в работе с персоналом – это одно видение, которое имеет место быть.
Но менторскую программу можно запускать и развивать даже на самых ранних этапах HR процессов, потому что это сильный инструмент онбординг-процесса, благодаря которому можно повысить вовлечение сотрудников.